УНОВИС – авангардное художественное объединение, созданное Казимиром Малевичем в Витебске в 1920 году.
Аббревиатура УНОВИС расшифровывается как «Утвердители НОВого ИСкусства».
Квалифицировать УНОВИС можно по-разному, каждое из названий правильное: художественное объединение, партия в искусстве, движение, арт-группа, школа.
История УНОВИСа фактически началась в Витебске не в 1920 году – со времени основания объединения, а на два года раньше, когда Марк Шагал решил создать в родном городе художественное училище.
В Витебском народном художественном училище, открытом в январе 1919 года по инициативе уполномоченного по делам искусств Витебской губернии Марка Шагала, работали художники разных направлений. «Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, – воплощаются… Мы можем себе позволить роскошь “играть с огнем”, и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений, от левого до правых включительно», – написал Марк Шагал в витебском еженедельнике «Школа и революция».
В 1919 году одним из преподавателей училища стал известный художник и философ Казимир Малевич.
Казимир Малевич разработал новое направление в авангардном искусстве – супрематизм (от лат. supremus – наивысший). Малевич считал супрематизм наивысшим этапом трансформации нового искусства.
В Витебске Казимир Малевич занимался теоретической и философской деятельностью.
Казимир Малевич связывал сдвиг в человеческом сознании с изобретением «новых организмов» – машин, которые повлекли за собой социальные изменения.
В январе 1920 года в Витебском народном художественном училище по инициативе Казимира Малевича студентами было создано первое творческое объединение МОЛПОСНОВИС – «МОЛодые ПОСледователи НОВого ИСкусства».
Через несколько дней к группе присоединились преподаватели и коллектив переименовал себя в ПОСНОВИС – «ПОСледователи НОВого ИСкусства».
6 февраля 1920 года в витебском Латышском клубе последователи Казимира Малевича представили футуристическую оперу «Победа над Солнцем» и «Супрематический балет».
14 февраля 1920 года было создано объединение УНОВИС, которое провозгласило «ниспровержение старого мира искусств».
Участники объединения называли себя УНОВИ́С – как глагол со значением «обновись/уновись». В то же время говорить «УНО́ВИС» не является ошибкой. В этом случае акцент ставится на значении «новый».
Государственный архив Витебской области (ГАВт) — единственное в стране хранилище документов по истории группы УНОВИС. В архиве хранятся устав УНОВИС, печать с квадратом и счета арт-объединения с личной подписью Казимира Малевича.
В Государственном архиве Витебской области среди документов о деятельности училища уникальным является документ-подлинник – циркуляр о назначении в 1918 году Марка Шагала уполномоченным по делам искусств Витебской губернии.
Единственный известный экземпляр (оригинал) устава творческого объединения «УНОВИС» хранится в фондах Государственного архива Витебской области.
В 1920 году у Малевича родилась дочь, которую он назвал Уной в честь УНОВИСа.
Участниками витебского УНОВИСа были Эль Лисицкий, Давид Якерсон, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Николай Суетин, Лев Юдин, Вера Ермолаева, Нина Коган, Евгения Магарил.
В основу идеологии УНОВИСа была положена идея коллективного творчества. На выставках работы художников экспонировались анонимно, с единственной подписью «УНОВИС».
В 1920 году Малевич выступил в Смоленске с лекцией «О новом искусстве» на конференции УНОВИСа.
Филиалы УНОВИСа были открыты в 1920 году в Смоленске, Москве, Перми, Саратове и некоторых других городах.
УНОВИС создавал не просто новое искусство – он утверждал новое мышление. Это проявлялось в том, как художники работали с формой, плоскостью, как выходили в объем и, как следствие, в архитектуру.
Малевич и его ученики стремились вывести искусство за пределы художественной мастерской – в городскую среду.
В 1919 – 1920 годах художникам училища было поручено оформить Витебск к революционным праздникам и митингам. Были декорированы фасады зданий, пароходы и трамваи, оформлены супрематические вывески, сшиты знамена, разработаны плакаты и разрисованы трибуны ораторов.
Малевич давал ученикам цельные системы знаний, а не преподавал отдельные дисциплины. В качестве зачетной работы ученики должны были писать не только картины, но и философские трактаты, в которых они осмысливали те явления, которые им были интересны.
В июне 1920 года в пяти экземплярах был издан альманах «УНОВИС № 1», в котором в печатной форме изложена позиция творческого объединения.
В июне 1920 года в оформленном по проекту Николая Суетина супрематическом вагоне студенты отправились в Москву на Первую Всероссийскую конференцию учащих и учащихся, где представили свое творчество.
В октябре 1920 года состоялась поездка небольшой группы на областную конференцию в Смоленск.
В январе 1921 года вышло второе печатное издание Витебского творческого комитета (творкома) «УНОВИС».
Манифест УНОВИСа был опубликован в газете «Известия Витебского губернского совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов» от 17 марта 1920 года.
Эмблемой УНОВИСа стал «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича.
К 1922 году УНОВИС насчитывает около 40 художников.
Витебское народное художественное училище с 1919 по 1923 годы четырежды меняло свое название.
В мае 1922 года состоялся первый и единственный выпуск. Дипломы об окончании Витебского художественно-практического института получили 11 человек.
В 1922 году Казимир Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом – «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой».
Супрематизм выражается в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний: в формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника.
Изначально термин означал превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи.
В 1922 году Малевич занялся разработкой практического применения пространственного супрематизма. Фарфоровый «Чайник с крышкой» Малевич создал как сочетание различных геометрических фигур, дополняющих традиционный лаконичный цилиндр корпуса.
Передовые идеи витебских участников УНОВИСа оказали влияние на все авангардное искусство и преобразовали традиционный художественный язык.
В Витебске Малевич начал проектировать архитектоны. Это дома для людей, которые покинут Землю и полетят в космос. Именно эти архитектоны легли в основу архитектуры Нью-Йорка и сегодня продолжают реализовываться при застройке Дубая, новых районов Москвы и Астаны.
Идеи Малевича также повлияли на современную эстетику и активно используются в плакатном искусстве.
Лазарь Лисицкий – выдающийся представитель авангарда. Способствовал выходу супрематизма в архитектуру.
В 1920 году Лазарь Лисицкий взял псевдоним Эль Лисицкий.
Один из самых известных плакатов Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» создан в технике литографии в витебский период художника по заказу Политуправления Западного фронта. Напечатан в 1920 году в Смоленске.
Лазарь Хидекель – первый супрематический архитектор-новатор. Он создавал проекты, которые опережали свое время. Хидекель говорил: «Нас поймут через 100 лет».
14 февраля 2020 года к 100-летию создания УНОВИСа в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь открылась выставка «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель», которая стала первой в Беларуси персональной выставкой художника и архитектора. На выставке были продемонстрированы разные периоды его творчества – от ранних композиций, выполненных 15-летним юношей, до архитектурных и футуристических проектов конца 1920 – 1930-х годов.
В афише выставки «Нас поймут через 100 лет» использована работа «Пересекающиеся линии». Созданная художником супрематическая решетка, или хорошо известный во всем мире хештег, – элемент, который в результате творческого поиска Хидекель вывел из «Черного квадрата» Малевича.
В 1926 году Лазарь Хидекель предложил проект клуба рабочих, который вошел в историю как первое в мире супрематическое архитектурное сооружение.
Лазарь Хидекель называл себя «художником-архитектором», позже добавив прозвище «фантаст» как отсылку к одной из центральных особенностей своего творчества.
В архиве семьи архитектора Лазаря Хидекеля хранится уникальный документ – список членов УНОВИСа из 36 человек.
В 2013 году Общество Лазаря Хидекеля учредило специальную премию для архитекторов, которые предлагают инновационные и экологичные решения проектов.
Технологии дополненной реальности от компании Feeling Digital и архитекторов студии Level 80, создавших VR-проект, «оживили» летающий «город будущего» Хидекеля.
Илья Чашник – советский художник и дизайнер. Один из двух (с Николаем Суетиным) ближайших учеников Малевича.
В 1919 году Илья Чашник работал в Витебске в мастерской графики, печати и архитектуры под руководством Лисицкого.
Илья Чашник следовал принципам супрематической цветописи, используя белый, черный, красный и голубой цвет.
В 1923 году Илья Чашник создал картину «Супрематизм», которая предвосхитила космическую эру человечества. На картине белый крест взлетает, словно ракета отправляется в космос.
Абсолютным рекордом стоимости работ Ильи Чашника на данный момент является картина «Седьмое измерение. Супрематический рельеф», написанная в 1920 году. 30 ноября 2016 года она была продана за £2,4 млн ($3 млн).
Николай Суетин – советский художник, мастер дизайна, графики и живописи. В 1918 – 1922 годах Суетин учился в Витебском народном художественном училище у Казимира Малевича. В 1920 году вошел в состав УНОВИС.
Давид Якерсон – советский скульптор, график, оформитель. Большинство супрематических работ Якерсона датировано именно 1920 годом. Многие из них экспонировались на выставках УНОВИСа 1920 года в Витебске и Москве.
6 февраля 2020 года в Музее истории Витебского художественного училища открылась выставка Давида Якерсона. На выставке были представлены работы из фондов Витебского областного краеведческого музея, подаренные музею в конце 1980-х годов вдовой скульптора Еленой Кабищер-Якерсон.
Впервые за прошедшее столетие работы Давида Якерсона демонстрировались в здании, где работало Витебское народное художественное училище.
В экспозицию Якерсона вошли рисунки, эскизы оформления Витебска к первой годовщине Октябрьской революции, выполненные по заказу Шагала: «Панно с фигурой рабочего», ряд супрематических композиций и другая графика.
Лев Юдин – советский художник-живописец, график. Его дневники 1921 – 1938 годов являются одним из важных источников для понимания педагогики Малевича, его личности, отношений с учениками, а также эволюции беспредметного искусства 1920 – 1930-х годов.
Нина Коган – российская и советская художница. В марте 1919 года по назначению отдела ИЗО народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) Нина Коган приехала в Витебск. Она преподавала в Народной художественной школе, затем Витебском художественно-практическом институте курс пропедевтики.
6 февраля 1920 года Нина Коган поставила первый в мире «Супрематический балет».
Работы конца 1920-х – начала 1930-х Нины Коган созданы в реалистической манере.
Евгения Магарил – советская художница, живописец и график, родом из Витебска. Училась в Витебском художественном училище у Марка Шагала и Казимира Малевича.
В 1922 году Казимир Малевич уехал в Петроград.
За Казимиром Малевичем последовали его ученики, чтобы продолжать работать вместе с ним. Ядро витебского УНОВИСа переместилось в Петроград.
Идея создания музея Витебского народного художественного училища возникла в 80-х годах XX века.
В 1992 году на стене дома на углу улиц Марка Шагала и Ленина члены витебского творческого объединения «Квадрат» провели акцию «Стена Малевича» и расписали здание по его эскизу «Смерть обоям». Эскиз был создан художником в Витебске, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
18 января 2013 года были начаты работы по реконструкции здания на улице Правды, 5а.
Проектом реконструкции занимались УП «Институт Витебскгражданпроект» и ОАО «Витебскторгстрой».
Первых посетителей Музей истории Витебского народного художественного училища принял в феврале 2018 года.
Главным артефактом музея истории Витебского народного художественного училища является само здание.
Концепция, идеи интерьера музея разработаны сотрудниками Витебского центра современного искусства во главе с директором Андреем Духовниковым.
Дизайн-проект музея был осуществлен дизайнерской группой во главе с Александром Вышкой.
Мультимедийное обеспечение музея создано фирмой «СамСистем» (Минск).
Зал УНОВИС в музее спроектирован студией Александра Вышки по эскизам 1920 года, из архива Георгия Костакиса, находящегося в музее современного искусства в Салониках (Греция).
В Музее истории Витебского народного художественного училища, в зале УНОВИС хранится факсимильное издание альманаха «УНОВИС № 1» (№56), изданное Государственной Третьяковской галереей.
Знаменитый политический плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» использован в оформлении холла Музея истории Витебского народного художественного училища в виде композиции из цветного полированного гранита, выполненный на полу.
В Музее истории Витебского народного художественного училища в зале, посвященному Марку Шагалу, находится зеркало из реквизита художественного фильма «Шагал-Малевич», снятого российским режиссером Александром Миттой в 2012 году в Витебске. Ранее зеркало принадлежало одному из художников фильма Александру Вышке и было подарено музею.
Чтобы посетители чувствовали дух эпохи, в музее сохранены гранитные ступеньки, кованые решетки лестничных пролетов.
Музей истории Витебского народного художественного училища является филиалом Витебского центра современного искусства.
28 марта 2016 года Витебский городской совет депутатов принял решение о том, чтобы отрезок улицы между улицами Калинина и Ленина, который до сих пор относился к улице Правды, переименовать в честь художника Марка Шагала. Музей истории Витебского народного художественного училища сегодня расположен на улице Марка Шагала.
В 2016 году к открытию улицы Марка Шагала были созданы граффити на жилых домах. Были использованы композиции Supremus 58 («Желтое и черное»), Supremus 55 («Капля»), «Супрематическая живопись. Летящий аэроплан» и композицией «УНОВИС» – воспроизводящей обложку первого альманаха УНОВИСа.
В 2018 году режиссер Евгений Сетько снял документальный фильм «УНОВИС».
В 2019 году Музей истории Витебского народного художественного училища был включен в номинацию премии международного издания The Art Newspaper Russia – первым из белорусских учреждений культуры.
В 2019 году с помощью минской краудфандинговой платформы «Улей» для Музея истории Витебского народного художественного училища был приобретен оригинальный экземпляр книги Казимира Малевича «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика», изданный в 1922 году в Витебске.
В июне 2020 года картине «Черный супрематический квадрат» исполнилось 105 лет. Это одна из самых известных и обсуждаемых картин в мировом искусстве.
14 февраля 2020 года в Музее истории Витебского народного художественного училища состоялась церемония специального гашения конверта, посвященного 100-летию УНОВИСа. Конверт разработан Министерством связи и информатизации совместно с РУП «Белпочта» и выпущен тиражом 20 тысяч экземпляров.
Во время церемонии специального гашения конверта почетным гостям, представителям семей Казимира Малевича и Лазаря Лисицкого, известным исследователям русского авангарда были вручены памятные плакетки «УНОВИС», сделанные ростовским ювелиром Павлом Задорожным.
С 12 по 14 февраля 2020 года в Витебске и Минске состоялась международная научно-практическая конференция #UNOVIS100, посвященная 100-летию УНОВИСа.
Выпуск журнала «Мастацтва» за февраль 2020 года посвящен творчеству УНОВИСа и его истории.
Знаменитый дизайнер шрифтов Денис Машаров создал шрифт «УНОВИС100».
В ноябре 2020 года, в Нью-Йорке презентовали книгу «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель» на русском и английском языках.
В 2020 году в издательстве «Беларусь» вышла книга доктора искусствоведения Т. Котович «Уновис. Утвердители нового искусства».
Проект #UNOVIS100 был реализован Музеем истории Витебского народного художественного училища, компанией А1 и Центром белорусско-еврейского культурного наследия.
15 декабря 2020 года Национальным банком Республики Беларусь была введены в обращение медно-никелевые, номиналом 1 рубль, и серебряные, номиналом 20 рублей, памятные монеты «Выяўленчае мастацтва. Авангард. УНОВИС» («Изобразительное искусство. Авангард. УНОВИС»).