100 фактов об УНОВИС

100 фактов об УНОВИС

  1. УНОВИС – авангардное художественное объединение, созданное Казимиром Малевичем в Витебске в 1920 году.
  2. Аббревиатура УНОВИС расшифровывается как «Утвердители НОВого ИСкусства».
  3. Квалифицировать УНОВИС можно по-разному, каждое из названий правильное: художественное объединение, партия в искусстве, движение, арт-группа, школа.
  4. История УНОВИСа фактически началась в Витебске не в 1920 году – со времени основания объединения, а на два года раньше, когда Марк Шагал решил создать в родном городе художественное училище.
  5. В Витебском народном художественном училище, открытом в январе 1919 года по инициативе уполномоченного по делам искусств Витебской губернии Марка Шагала, работали художники разных направлений. «Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, – воплощаются… Мы можем себе позволить роскошь “играть с огнем”, и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений, от левого до правых включительно», – написал Марк Шагал в витебском еженедельнике «Школа и революция».
  1. В 1919 году одним из преподавателей училища стал известный художник и философ Казимир Малевич.
  2. Казимир Малевич разработал новое направление в авангардном искусстве – супрематизм (от лат. supremus – наивысший). Малевич считал супрематизм наивысшим этапом трансформации нового искусства.
  3. В Витебске Казимир Малевич занимался теоретической и философской деятельностью.
  4. Казимир Малевич связывал сдвиг в человеческом сознании с изобретением «новых организмов» – машин, которые повлекли за собой социальные изменения.
  5. В январе 1920 года в Витебском народном художественном училище по инициативе Казимира Малевича студентами было создано первое творческое объединение МОЛПОСНОВИС – «МОЛодые ПОСледователи НОВого ИСкусства».
  6. Через несколько дней к группе присоединились преподаватели и коллектив переименовал себя в ПОСНОВИС – «ПОСледователи НОВого ИСкусства».
  7. 6 февраля 1920 года в витебском Латышском клубе последователи Казимира Малевича представили футуристическую оперу «Победа над Солнцем» и «Супрематический балет».
  8. 14 февраля 1920 года было создано объединение УНОВИС, которое провозгласило «ниспровержение старого мира искусств».
  9. Участники объединения называли себя УНОВИ́С – как глагол со значением «обновись/уновись». В то же время говорить «УНО́ВИС» не является ошибкой. В этом случае акцент ставится на значении «новый».
  10. Государственный архив Витебской области (ГАВт) — единственное в стране хранилище документов по истории группы УНОВИС. В архиве хранятся устав УНОВИС, печать с квадратом и счета арт-объединения с личной подписью Казимира Малевича.
  11. В Государственном архиве Витебской области среди документов о деятельности училища уникальным является документ-подлинник – циркуляр о назначении в 1918 году Марка Шагала уполномоченным по делам искусств Витебской губернии.
  12. Единственный известный экземпляр (оригинал) устава творческого объединения «УНОВИС» хранится в фондах Государственного архива Витебской области.
  13. В 1920 году у Малевича родилась дочь, которую он назвал Уной в честь УНОВИСа.
  14. Участниками витебского УНОВИСа были Эль Лисицкий, Давид Якерсон, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Николай Суетин, Лев Юдин, Вера Ермолаева, Нина Коган, Евгения Магарил.
  15. В основу идеологии УНОВИСа была положена идея коллективного творчества. На выставках работы художников экспонировались анонимно, с единственной подписью «УНОВИС».
  16. В 1920 году Малевич выступил в Смоленске с лекцией «О новом искусстве» на конференции УНОВИСа.
  17. Филиалы УНОВИСа были открыты в 1920 году в Смоленске, Москве, Перми, Саратове и некоторых других городах.
  18. УНОВИС создавал не просто новое искусство – он утверждал новое мышление. Это проявлялось в том, как художники работали с формой, плоскостью, как выходили в объем и, как следствие, в архитектуру.
  19. Малевич и его ученики стремились вывести искусство за пределы художественной мастерской – в городскую среду.
  20. В 1919 – 1920 годах художникам училища было поручено оформить Витебск к революционным праздникам и митингам. Были декорированы фасады зданий, пароходы и трамваи, оформлены супрематические вывески, сшиты знамена, разработаны плакаты и разрисованы трибуны ораторов.
  21. Малевич давал ученикам цельные системы знаний, а не преподавал отдельные дисциплины. В качестве зачетной работы ученики должны были писать не только картины, но и философские трактаты, в которых они осмысливали те явления, которые им были интересны.
  22. В июне 1920 года в пяти экземплярах был издан альманах «УНОВИС № 1», в котором в печатной форме изложена позиция творческого объединения.
  23. В июне 1920 года в оформленном по проекту Николая Суетина супрематическом вагоне студенты отправились в Москву на Первую Всероссийскую конференцию учащих и учащихся, где представили свое творчество.
  24. В октябре 1920 года состоялась поездка небольшой группы на областную конференцию в Смоленск.
  25. В январе 1921 года вышло второе печатное издание Витебского творческого комитета (творкома) «УНОВИС».
  26. Манифест УНОВИСа был опубликован в газете «Известия Витебского губернского совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов» от 17 марта 1920 года.
  27. Эмблемой УНОВИСа стал «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича.
  28. К 1922 году УНОВИС насчитывает около 40 художников.
  29. Витебское народное художественное училище с 1919 по 1923 годы четырежды меняло свое название.
  30. В мае 1922 года состоялся первый и единственный выпуск. Дипломы об окончании Витебского художественно-практического института получили 11 человек.
  31. В 1922 году Казимир Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом – «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой».
  32. Супрематизм выражается в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний: в формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника.
  33. Изначально термин означал превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи.
  34. В 1922 году Малевич занялся разработкой практического применения пространственного супрематизма. Фарфоровый «Чайник с крышкой» Малевич создал как сочетание различных геометрических фигур, дополняющих традиционный лаконичный цилиндр корпуса.
  35. Передовые идеи витебских участников УНОВИСа оказали влияние на все авангардное искусство и преобразовали традиционный художественный язык.
  36. В Витебске Малевич начал проектировать архитектоны. Это дома для людей, которые покинут Землю и полетят в космос. Именно эти архитектоны легли в основу архитектуры Нью-Йорка и сегодня продолжают реализовываться при застройке Дубая, новых районов Москвы и Астаны.
  37. Идеи Малевича также повлияли на современную эстетику и активно используются в плакатном искусстве.
  38. Лазарь Лисицкий – выдающийся представитель авангарда. Способствовал выходу супрематизма в архитектуру.
  39. В 1920 году Лазарь Лисицкий взял псевдоним Эль Лисицкий.
  40. Один из самых известных плакатов Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» создан в технике литографии в витебский период художника по заказу Политуправления Западного фронта. Напечатан в 1920 году в Смоленске.
  41. Лазарь Хидекель – первый супрематический архитектор-новатор. Он создавал проекты, которые опережали свое время. Хидекель говорил: «Нас поймут через 100 лет».
  42. 14 февраля 2020 года к 100-летию создания УНОВИСа в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь открылась выставка «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель», которая стала первой в Беларуси персональной выставкой художника и архитектора. На выставке были продемонстрированы разные периоды его творчества – от ранних композиций, выполненных 15-летним юношей, до архитектурных и футуристических проектов конца 1920 – 1930-х годов.
  43. В афише выставки «Нас поймут через 100 лет» использована работа «Пересекающиеся линии». Созданная художником супрематическая решетка, или хорошо известный во всем мире хештег, – элемент, который в результате творческого поиска Хидекель вывел из «Черного квадрата» Малевича.
  44. В 1926 году Лазарь Хидекель предложил проект клуба рабочих, который вошел в историю как первое в мире супрематическое архитектурное сооружение.
  45. Лазарь Хидекель называл себя «художником-архитектором», позже добавив прозвище «фантаст» как отсылку к одной из центральных особенностей своего творчества.
  46. В архиве семьи архитектора Лазаря Хидекеля хранится уникальный документ – список членов УНОВИСа из 36 человек.
  47. В 2013 году Общество Лазаря Хидекеля учредило специальную премию для архитекторов, которые предлагают инновационные и экологичные решения проектов.
  48. Технологии дополненной реальности от компании Feeling Digital и архитекторов студии Level 80, создавших VR-проект, «оживили» летающий «город будущего» Хидекеля.
  49. Илья Чашник – советский художник и дизайнер. Один из двух (с Николаем Суетиным) ближайших учеников Малевича.
  50. В 1919 году Илья Чашник работал в Витебске в мастерской графики, печати и архитектуры под руководством Лисицкого.
  51. Илья Чашник следовал принципам супрематической цветописи, используя белый, черный, красный и голубой цвет.
  52. В 1923 году Илья Чашник создал картину «Супрематизм», которая предвосхитила космическую эру человечества. На картине белый крест взлетает, словно ракета отправляется в космос.
  53. Абсолютным рекордом стоимости работ Ильи Чашника на данный момент является картина «Седьмое измерение. Супрематический рельеф», написанная в 1920 году. 30 ноября 2016 года она была продана за £2,4 млн ($3 млн).
  54. Николай Суетин – советский художник, мастер дизайна, графики и живописи. В 1918 – 1922 годах Суетин учился в Витебском народном художественном училище у Казимира Малевича. В 1920 году вошел в состав УНОВИС.
  55. Давид Якерсон – советский скульптор, график, оформитель. Большинство супрематических работ Якерсона датировано именно 1920 годом. Многие из них экспонировались на выставках УНОВИСа 1920 года в Витебске и Москве.
  56. 6 февраля 2020 года в Музее истории Витебского художественного училища открылась выставка Давида Якерсона. На выставке были представлены работы из фондов Витебского областного краеведческого музея, подаренные музею в конце 1980-х годов вдовой скульптора Еленой Кабищер-Якерсон.
  57. Впервые за прошедшее столетие работы Давида Якерсона демонстрировались в здании, где работало Витебское народное художественное училище.
  58. В экспозицию Якерсона вошли рисунки, эскизы оформления Витебска к первой годовщине Октябрьской революции, выполненные по заказу Шагала: «Панно с фигурой рабочего», ряд супрематических композиций и другая графика.
  59. Лев Юдин – советский художник-живописец, график. Его дневники 1921 – 1938 годов являются одним из важных источников для понимания педагогики Малевича, его личности, отношений с учениками, а также эволюции беспредметного искусства 1920 – 1930-х годов.
  60. Нина Коган – российская и советская художница. В марте 1919 года по назначению отдела ИЗО народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) Нина Коган приехала в Витебск. Она преподавала в Народной художественной школе, затем Витебском художественно-практическом институте курс пропедевтики.
  61. 6 февраля 1920 года Нина Коган поставила первый в мире «Супрематический балет».
  62. Работы конца 1920-х – начала 1930-х Нины Коган созданы в реалистической манере.
  63. Евгения Магарил – советская художница, живописец и график, родом из Витебска. Училась в Витебском художественном училище у Марка Шагала и Казимира Малевича.
  64. В 1922 году Казимир Малевич уехал в Петроград.
  65. За Казимиром Малевичем последовали его ученики, чтобы продолжать работать вместе с ним. Ядро витебского УНОВИСа переместилось в Петроград.
  66. Идея создания музея Витебского народного художественного училища возникла в 80-х годах XX века.
  67. В 1992 году на стене дома на углу улиц Марка Шагала и Ленина члены витебского творческого объединения «Квадрат» провели акцию «Стена Малевича» и расписали здание по его эскизу «Смерть обоям». Эскиз был создан художником в Витебске, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
  68. 18 января 2013 года были начаты работы по реконструкции здания на улице Правды, 5а.
  69. Проектом реконструкции занимались УП «Институт Витебскгражданпроект» и ОАО «Витебскторгстрой».
  70. Первых посетителей Музей истории Витебского народного художественного училища принял в феврале 2018 года.
  71. Главным артефактом музея истории Витебского народного художественного училища является само здание.
  72. Концепция, идеи интерьера музея разработаны сотрудниками Витебского центра современного искусства во главе с директором Андреем Духовниковым.
  73. Дизайн-проект музея был осуществлен дизайнерской группой во главе с Александром Вышкой.
  74. Мультимедийное обеспечение музея создано фирмой «СамСистем» (Минск).
  75. Зал УНОВИС в музее спроектирован студией Александра Вышки по эскизам 1920 года, из архива Георгия Костакиса, находящегося в музее современного искусства в Салониках (Греция).
  76. В Музее истории Витебского народного художественного училища, в зале УНОВИС хранится факсимильное издание альманаха «УНОВИС № 1» (№56), изданное Государственной Третьяковской галереей.
  77. Знаменитый политический плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» использован в оформлении холла Музея истории Витебского народного художественного училища в виде композиции из цветного полированного гранита, выполненный на полу.
  78. В Музее истории Витебского народного художественного училища в зале, посвященному Марку Шагалу, находится зеркало из реквизита художественного фильма «Шагал-Малевич», снятого российским режиссером Александром Миттой в 2012 году в Витебске. Ранее зеркало принадлежало одному из художников фильма Александру Вышке и было подарено музею.
  79. Чтобы посетители чувствовали дух эпохи, в музее сохранены гранитные ступеньки, кованые решетки лестничных пролетов.
  80. Музей истории Витебского народного художественного училища является филиалом Витебского центра современного искусства.
  81. 28 марта 2016 года Витебский городской совет депутатов принял решение о том, чтобы отрезок улицы между улицами Калинина и Ленина, который до сих пор относился к улице Правды, переименовать в честь художника Марка Шагала. Музей истории Витебского народного художественного училища сегодня расположен на улице Марка Шагала.
  82. В 2016 году к открытию улицы Марка Шагала были созданы граффити на жилых домах. Были использованы композиции Supremus 58 («Желтое и черное»), Supremus 55 («Капля»), «Супрематическая живопись. Летящий аэроплан» и композицией «УНОВИС» – воспроизводящей обложку первого альманаха УНОВИСа.
  83. В 2018 году режиссер Евгений Сетько снял документальный фильм «УНОВИС».
  84. В 2019 году Музей истории Витебского народного художественного училища был включен в номинацию премии международного издания The Art Newspaper Russia – первым из белорусских учреждений культуры.
  85. В 2019 году с помощью минской краудфандинговой платформы «Улей» для Музея истории Витебского народного художественного училища был приобретен оригинальный экземпляр книги Казимира Малевича «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика», изданный в 1922 году в Витебске.
  86. В июне 2020 года картине «Черный супрематический квадрат» исполнилось 105 лет. Это одна из самых известных и обсуждаемых картин в мировом искусстве.
  87. 14 февраля 2020 года в Музее истории Витебского народного художественного училища состоялась церемония специального гашения конверта, посвященного 100-летию УНОВИСа. Конверт разработан Министерством связи и информатизации совместно с РУП «Белпочта» и выпущен тиражом 20 тысяч экземпляров.
  88. Во время церемонии специального гашения конверта почетным гостям, представителям семей Казимира Малевича и Лазаря Лисицкого, известным исследователям русского авангарда были вручены памятные плакетки «УНОВИС», сделанные ростовским ювелиром Павлом Задорожным.
  89. С 12 по 14 февраля 2020 года в Витебске и Минске состоялась международная научно-практическая конференция #UNOVIS100, посвященная 100-летию УНОВИСа.
  90. Выпуск журнала «Мастацтва» за февраль 2020 года посвящен творчеству УНОВИСа и его истории.
  91. Знаменитый дизайнер шрифтов Денис Машаров создал шрифт «УНОВИС100».
  92. В ноябре 2020 года, в Нью-Йорке презентовали книгу «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель» на русском и английском языках.
  93. В 2020 году в издательстве «Беларусь» вышла книга доктора искусствоведения Т. Котович «Уновис. Утвердители нового искусства».
  94. Проект #UNOVIS100 был реализован Музеем истории Витебского народного художественного училища, компанией А1 и Центром белорусско-еврейского культурного наследия.
  95. 15 декабря 2020 года Национальным банком Республики Беларусь была введены в обращение медно-никелевые, номиналом 1 рубль, и серебряные, номиналом 20 рублей, памятные монеты «Выяўленчае мастацтва. Авангард. УНОВИС» («Изобразительное искусство. Авангард. УНОВИС»).
Русский